История магнитных полюсов Земли

Давайте, прикоснемся к еще одной тайне нашей планеты. Это – тайна геологического прошлого Земли, которое оставило свои следы, нужно только их найти и расшифровать. И один из путей проникновения в давным-давно минувшие времена – изучение истории магнетизма Земли. Например, история магнитных полюсов Земли может пролить яркий свет не только на магнитное прошлое Земли, но и на происходившие геологические изменения.

История магнитных полюсов Земли может пролить яркий свет не только на магнитное прошлое Земли, но и на происходившие геологические изменения

Обнаружено, что многие горные породы, из которых состоит земная кора, обладают остаточным магнетизмом. Его возникновение относится к тем временам, когда эти породы, изверженные из земных недр, находились в разогретом состоянии. Под действием земного магнитного поля происходило их намагничивание. При остывании направление этого поля как бы "закрепляется" в веществе и впоследствии может быть обнаружено.

Возможны и другие исследования, т. е. изучение остаточного магнетизма в различных изделиях человеческих рук, относящихся к разным эпохам. Во время изготовления подобных изделий магнитные минералы, входящие в состав любой глины, при охлаждении изделии после обжига намагничивались и как бы "замораживались" в определенном состоянии, отвечающем направлению земного магнитного поля.

Сопоставляя эти данные и методы определения возраста тех или иных земных пород или старинных изделий, можно установить, какое направление в том или ином районе нашей планеты имело земное магнитное поле в определенные исторические эпохи.

Географические полюсы Земли – Северный и Южный – не закреплены на месте, а путешествуют по поверхности нашей планеты. Например, Северный полюс медленно описывает сложную спиральную линию вокруг некоторого среднего положения, отклоняясь то в одну, то в другую сторону от него на несколько метров. Есть также данные, свидетельствующие о том, что Северный полюс имеет и еще одно – поступательное движение. Поэтому, возникает вопрос: где и когда располагались магнитные полюсы Земли в прошлом и как они двигались? Все важные сведения на этот счет может принести изучение перемещений магнитных полюсов, нашей планеты. Ведь магнетизм Земли тесно связан с ее вращением вокруг собственной оси. То есть, в жидком ядре нашей планеты, вращающемся вместе с Землей, при условии наличия достаточной разности в температуре экваториальных и полярных областей возникает магнитное поле, ориентированное вдоль оси вращения. Таким образом, близкое расположение географических и магнитных полюсов не является случайным. Следовательно, и их перемещения в прошлом также носили совместный характер.

В то же время общий анализ данных свидетельствует о том, что в разные геологические эпохи магнитные полюса Земли располагались в различных точках земной поверхности. Таким образом, подтверждается предположение ряда ученых о том, что в истории нашей планеты имело место смещение тепловых поясов и климатических зон.

Анализ магнитных свойств горных пород позволяет установить направление магнитного поля Земли для соответствующей исторической эпохи, т. е. направление на магнитный полюс. Точка пересечения таких направлений, найденных для двух различных пунктов земной поверхности, и укажет местонахождение магнитного полюса Земли.

Однако сопоставление палеомагнитных данных, относящихся к Сибирской и Европейской платформам, обнаружило значительные расхождения. Соответствующие точки магнитных полюсов оказались расположенными в совершенно различных районах земного шара. Как можно объяснить такое несовпадение? Может в прошлом здесь существовала крупная магнитная аномалия? Однако расчеты показывают, что такая аномалия должна была бы иметь огромную протяженность, по крайней мере, в полторы тысячи километров, что весьма маловероятно.

Известно, что материки не "стоят на месте", а медленно перемещаются, вследствие чего их взаимное расположение и ориентировка с течением времени постепенно меняется. Движение это настолько медленное, что обнаружить его современными средствами наблюдений не представляется возможным. Но палеомагнитные данные, относящиеся к отдаленным эпохам, должны были бы отразить подобные перемещения. В частности, расхождения данных по Европейской и Сибирской платформам могли бы получить естественное объяснение, если бы в прошлом, в период, к которому относятся палеомагнитные измерения, произошло постепенное сближение этих платформ примерно на 4 тыс. км.