Поиск внеземных цивилизаций

Поиск внеземных цивилизаций привлекает к себе внимание не только специалистов, но и более широкий круг людей. В чем же смысл, прежде всего, поиска внеземных цивилизаций? Наверное, изучая эту проблему, мы стараемся лучше познать самих себя.

Может показаться, что данные чуть ли не однозначно свидетельствуют о распространенности внеземных цивилизаций во Вселенной. Во-первых, если живые организмы возникли в процессе эволюции на нашей планете, то логично предположить, что они могут возникать и на других планетах. Во-вторых, углерод, составляющий химическую основу живого вещества, является очень распространенным элементом во Вселенной. Наконец, в-третьих, установлено, что в облаках газа и пыли, заполняющих межзвездное пространство, происходит синтез сложных органических молекул, из которых может быть построено живое вещество.

В действительности все обстоит значительно сложнее. При формировании планет, органические молекулы, образовавшиеся в космическом пространстве, скорее всего, разрушаться. Поэтому необходимо, чтобы на планете образовались свои предбиологические соединения. Но каким образом в природе неживое превращается в живое? Это наиболее существенный вопрос, с которым сталкивается поиск внеземных цивилизаций.

Особый интерес вызывает поиск радиопередатчиков внеземных цивилизаций. За последние десятилетия были проведены радиообзоры различных участков звездного неба. Однако ни одной космической радиопередачи искусственного происхождения обнаружить не удалось. Некоторые ученые считают, что создание очень мощного радиопередатчика внеземной цивилизацией потребовало бы колоссальных количеств энергии, что поставило бы под угрозу само ее существование.

Если предположить, что внеземных цивилизаций во Вселенной много, то в силу неравномерности своего развития они должны располагать различными научными и техническими возможностями. Должны быть цивилизации от нас отставшие и нас опередившие. Кроме этого, должны существовать хотя бы несколько "сверхцивилизаций", овладевшие огромными энергетическими ресурсами. Подобные "сверхцивилизации" ученые не могли бы не обнаружить. Но их не обнаружено, значит, "сверхцивилизаций" нет. Поэтому нет и внеземных цивилизаций.

Некоторые ученые предполагают, что внеземные цивилизации не проявляют себя по другим причинам. Просто на самой ранней стадии эволюции расширяющейся Вселенной не существовало ни звезд, ни планет, ни молекул. Все эти объекты образовались значительно позднее. Таким образом, условия, необходимые для формирования живых структур, сложились во Вселенной лишь на определенном этапе ее эволюции. Поэтому жизнь возникла практически одновременно на различных космических мирах. Следовательно, внеземных цивилизаций, значительно опередивших нас в своем развитии, просто не существует.

С подобными соображениями можно соглашаться или не соглашаться, но проблема поиска внеземных цивилизаций остается открытой. В том же аспекте следует рассматривать и так называемую проблему контактов, т. е. обмена информацией с внеземными цивилизациями.