Люди без звезд

Что было бы, если б люди жили без звезд? То есть, имеют ли систематические наблюдения звездного неба сколько-нибудь важное практическое значение для человечества или люди совершенно спокойно могли бы обойтись и без них? Чтобы ответить на этот вопрос, представим себе на минуту, что земное небо сплошь затянуто совершенно непрозрачной пеленой облачности, абсолютно исключающей возможность наблюдение звезд. Это поможет нам лучше оценить значение астрономии для развития человечества.

Что было бы, если б люди жили без звезд?

Итак, Земля без звезд... Нет голубого неба. Нет солнечных бликов. Нет ни звезд, ни Луны. Вечный сумрак тусклых унылых дней… Несомненно, это наложило бы определенный отпечаток и на психику людей. Вероятно, люди оказались бы менее жизнеспособными, а представления об окружающем мире на первых порах развития человечества были бы еще более туманными и мистическими, чем в реальной истории земной цивилизации.

Вспомним, каким образом люди узнали о том, что живут на шаре. Наиболее убедительное доказательство было получено в результате наблюдения лунных затмений. Ведь при этом мы видим на Луне, словно на гигантском экране, контур земной тени. Было замечено, что этот контур всегда, при всех затмениях, представляет собой окружность. Но только шар может отбрасывать "круглую" тень. Или, например, постепенное исчезновение удаляющихся предметов за выпуклостью Земли. Вечно облачное небо без звезд не могло бы помешать людям обратить внимание на исчезновение кораблей за горизонтом. Но для того, чтобы от этого факта перейти к выводу о шарообразности Земли, надо было сопоставить между собой результаты подобных же наблюдений, сделанных в различных точках планеты, – надо было убедиться в том, что Земля "выпукла везде". А для этого необходимо общение между материками, морские путешествия. Но они при отсутствии звезд были бы весьма затруднены. Как пускаться в океан или в открытое море, не имея возможности определить свое местоположение, проверить правильность курса?

Живя на облачной Земле, люди не знали бы, что есть явления, связанные с восходом и заходом Солнца, но, наблюдая утренние и вечерние зори из поколения в поколение, человек, в конце концов, заметил бы, что они подчиняются определенным закономерностям. Но, к сожалению, ориентировка по наблюдениям зари на облачном небе слишком неточна, ибо в результате рассеяния солнечного света облаками чрезвычайно трудно определить на глаз точку восхода или захода.

Возможно, если бы люди жили без звезд, магнитный компас был бы изобретен значительно раньше, и пришлось бы решать довольно сложные задачи, связанные с отсчетом времени; на заре человечества, люди определяли время по Солнцу, а ночью – по звездам.

Так или иначе, цивилизация, обитающая на планете без звезд, на определенном этапе своего развития неизбежно должна столкнуться с проблемой мироздания. Система знаний не может быть полной, если она не включает в себя представлений о строении мира, о месте Земли во Вселенной. Отрицательное влияние оказала бы невозможность наблюдения Вселенной и на развитие наук вообще, на познание основных законов природы. Так, например, Галилей открыл свой знаменитый "принцип инерции" в значительной степени благодаря астрономическим наблюдениям.

Данные астрономии легли и в основу такой революционной теории, как теория относительности. Как известно, одним из главных положений этой теории служит утверждение о конечной скорости распространения световых лучей. Но чисто земной опыт подсказывает нам совсем иное; любое событие происходит именно в тот момент, когда мы его видим. И нетрудно понять, почему это так: земные масштабы ничтожны по сравнению с тем расстоянием, которое пробегает свет за одну секунду. Только наблюдения явлений, происходящих в космических масштабах, могли разрушить подобную иллюзию.

Космос принес нам и множество других замечательных открытий. Здесь были обнаружены неизвестные ранее на Земле состояния вещества и новые источники энергии (в частности, атомная энергия).

Вообще цивилизация, обитающая на планете без звезд, во многом напоминала бы человека, слепого от рождения. Но, не имея возможности добывать важную информацию, содержащуюся в космическом свете, ученые, достигнув определенного уровня в развитии науки и техники, занялись бы исследованием других вестников Вселенной и в первую очередь их радиоизлучением.

Таким образом, несмотря на невозможность наблюдать звезды, человечество рано или поздно все равно преодолело бы все связанные с этим трудности.