Наша галактика

Наша галактика – это спиральная галактика Млечный Путь. Наша галактика содержит миллиарды звезд в форме блина (галактический диск), у которого есть спиральные рукава (или ветви). По форме эти рукава можно сравнить со струями воды, вылетающими из вращающейся системы для поливки газонов. В них множество ярких, молодых, голубых и белах звезд и газовых облаков. Спиральные рукава галактического диска усеяны группами молодых горячих звезд (которые называются ассоциациями); здесь много также светлых и темных туманностей. Между рукавами находятся междурукавные пространства.

Наша галактика – это спиральная галактика Млечный Путь

Наша галактика, вероятно, почти так же старая как Вселенная. Ей, наверняка, больше 12 миллиардов лет; по оценкам ученых, именно таков возраст некоторых из ее звезд, причем, по другим оценкам, некоторые звезды еще старше. Увы, никто из тех, кого мы знаем, не был свидетелем как родилась наша галактика. В то время даже Земли еще не существовало, поэтому оценки очень приблизительны.

Наша галактика имеет форму и размеры, которые обусловлены действующими во Вселенной законами гравитации. Давным-давно под воздействием гравитации гигантское облако первичного газа собралось воедино и начало сжиматься. Когда небольшие сгустки внутри этого облака сжимались еще быстрее, чем все облако в целом, формировались звезды. Большое облако начинает вращаться очень медленно, но, по мере уменьшения, его вращение ускоряется, происходит уплощение его формы и получается нынешняя форма спирального диска. И вот вам наша галактика, Млечный Путь!

Следует сказать несколько слов об истории открытия нашей Галактики. Еще в 18 веке возник естественный вопрос: не входит ли Солнце в систему ещё большего размера чем солнечная? Гершель догадался, что все наблюдаемые нами звёзды образуют гигантскую звёздную систему, которая сплюснута к галактическому экватору. Вначале предполагалось, что все объекты Вселенной являются частями нашей Галактики, хотя ещё Кант высказывал предположение, что некоторые туманности могут быть галактиками, подобными Млечному Пути. Ещё в 1920 году вопрос о существовании внегалактических объектов вызывал дебаты. Гипотеза Канта была окончательно доказана лишь в 1920-х годах, когда Эдвину Хабблу удалось измерить расстояние до некоторых спиральных туманностей и показать, что по своему удалению они не могут входить в состав нашей Галактики.

Возможны столкновения нашей Галактики с иными галактиками, в том числе со столь крупной как галактика Андромеды, однако конкретные предсказания пока невозможны ввиду незнания поперечной скорости внегалактических объектов. Согласно опубликованном данным, по одной из моделей, через 4 млрд лет Млечный Путь "поглотит" Большое и Малое Магеллановы Облака, а через 5 млрд лет сам будет поглощён Туманностью Андромеды.