Млечный Путь

Наша Солнечная система – это крошечная часть галактики Млечный Путь, огромной системы из сотен миллиардов звезд, тысяч туманностей и сотен звездных скоплений. "Молочная река, текущая через Вселенную". Так описывали Млечный Путь до 1610 года, когда Галилей разглядел его в телескоп. Он обнаружил, что Млечный Путь не имеет с молоком ничего общего; что он состоит из колоссального количества тусклых звезд, которые объединяются в одно огромное расплывчатое облако. Млечный Путь, в свою очередь, это один из крупных элементов Местной Группы Галактик, которая состоит в основном из следующих галактик: Млечный Путь, Андромеда, Треугольник, Большое и Малое Магеллановы Облака, М32, NGC205.

Наша Солнечная система – это крошечная часть галактики Млечный Путь

Диаметр галактики Млечный Путь составляет около 100 000 световых лет, (1 квинтиллион километров) при оценочной средней толщине порядка 1000 световых лет. Галактика содержит, по самой низкой оценке, порядка 200 миллиардов звёзд (современная оценка колеблется в диапазоне предположений от 200 до 400 миллиардов). Большая часть массы Галактики содержится не в звёздах и межзвёздном газе, а в несветящемся гало из тёмной материи.

Вблизи плоскости диска галактики Млечный Путь концентрируются молодые звезды и звездные скопления, возраст которых не превышает нескольких миллиардов лет. Они образуют так называемую плоскую составляющую. Среди них очень много ярких и горячих звезд. Газ в диске Галактики также сосредоточен в основном вблизи его плоскости. Он распределен неравномерно, образуя многочисленные газовые облака – от гигантских неоднородных по структуре облаков, протяженностью свыше нескольких тысяч световых лет, к небольшим облакам размерами не более парсека.

Галактика Млечный Путь относится к классу спиральных галактик, что означает, что у нее есть спиральные рукава, расположенные в плоскости диска. Диск погружён в гало сферической формы, а вокруг него располагается сферическая корона. Солнечная система находится на расстоянии 8,5 тысяч парсек от галактического центра, вблизи плоскости Галактики (смещение к Северному полюсу Галактики составляет всего 10 парсек), на внутреннем крае рукава, носящего название рукав Ориона. Такое расположение не даёт возможности наблюдать форму рукавов визуально.

Когда ученые заглядывают во Вселенную на такие большие расстояния, они видят сверхскопления, т. е. колоссальные системы, содержащие множество отдельных скоплений галактик. И, похоже, значительная часть Вселенной занята космическими пустотами, в которых есть незначительное количество обнаружимых галактик.

В центре галактики Млечный Путь находится место, которое называется галактическим центром. А в самом центре (т. е. в центре этого центра) – галактическая выпуклость (или балдж), составляющий около 8 тысяч парсек в поперечнике. Это приблизительно сферическое образование, состоящее из миллионов, в основном, оранжевых и красных звезд. Вообще форму галактики Млечный Путь можно сравнить с двумя яичницами, сложенными желтками наружу; белок – это галактический диск, а образующие сферическую структуру желтки, – выпуклость в центре диска. Это форма летающей тарелки, которую можно примерно получить, если сложить два блюдца выпуклостями наружу. Остается добавить, что в центре галактики Млечный Путь находится сверхмассивная черная дыра – Стрелец А.