Переменные звезды

Сейчас известно, что среди звезд, входящих во многие далекие туманности, существуют переменные звезды, удивительно меняющие свой блеск; их блеск строго периодически меняется, подчиняясь определенному закону. Было сделано важное открытие, что период изменения блеска зависит от истинной яркости звезды. То есть, переменной называется звезда, изменения блеска которой были надёжно обнаружены на достигнутом уровне наблюдательной техники. Для отнесения звезды к разряду переменных достаточно, чтобы блеск ее хотя бы однажды претерпел изменение.

Переменные звёзды сильно отличаются друг от друга. Изменения блеска могут носить периодический характер. Основными наблюдательными характеристиками являются период, амплитуда изменений блеска, форма кривой блеска.

Переменные звёзды сильно отличаются друг от друга

Причинами изменения блеска звёзд могут быть: активность их хромосферы, периодические затмения звёзд в тесной двойной системе, процессы, связанные с перетеканием вещества с одной звезды на другую в двойной системе, взрыв сверхновой и др...

Первая переменная звезда была определена в 1638 году, когда Иоганн Хольварда заметил, что звезда Омикрон Кита, позже названная Мирой, пульсирует с периодом в 11 месяцев. Второй переменной звездой, которая была описана в 1669 г. Джеминиано Монтанари, стала затменная переменная Алголь. К 1786 году было известно уже 10 переменных звезд. В издании Общего каталога (2008) перечислено более 46000 переменных звезд из нашей галактики.

Переменные звезды обозначаются буквами от R до Z в порядке обнаружения в каждом созвездии. Например, R Hydrae – первая по времени открытия переменная звезда в созвездии Гидра, S Hydrae – вторая и т. д.

Вот эти-то переменные звезды дают возможность измерять расстояния. Предположим, что в туманности есть переменные звезды. По периоду изменения блеска мы можем узнать их истинную яркость. Потом мы определим их видимую яркость и в результате находим расстояние до звезд.

Таким образом, переменные звезды – это ключ к измерениям необозримых расстояний между "островами" Вселенной.