Измерения пространства

Полезно остановиться подробнее на высказанном Уэллсом своеобразном понимании времени, как четвертого измерения пространства. Чтобы уяснить себе это, перенесемся мысленно из знакомого нам пространства трех измерений в мир двух измерений. Таким двухмерным пространством, имеющим длину и ширину, но вовсе не имеющим толщины, является плоскость. Вообразим же себе, что все пространство сплющилось в одну плоскость и что в нем обитают разумные существа, – конечно, также двухмерные. Для двухмерных обитателей существуют только двухмерные вещи. Всякая линия, пересекающая их плоский мир, должна представляться им в виде точки, так как они могут из всей линии воспринять только одну точку – именно ту, в которой эта линия встречает плоскость. Двухмерные существа могли бы исследовать всю эту линию только в том случае, если бы их плоский мир двигался в третьем измерении, – например, по перпендикулярному направлению. Наделим это пространство таким движением. Следя тогда за тем, как изменяется положение точки встречи линии с их плоскостью, двухмерные мыслители могли бы составить себе некоторое понятие обо всей трехмерной линии.

Полезно остановиться подробнее на высказанном Уэллсом своеобразном понимании времени, как четвертого измерения пространства

Но, конечно, они не могли бы так наглядно, как мы, представить себе, какое положение занимает в трехмерном пространстве измерения эта линия: все трехмерное не укладывается в сознании существа двухмерного. Двухмерный мыслитель высказался бы об этом в других выражениях: он сказал бы, что исследуемая им точка изменяет свое положение во "времени". То, что для нас является движением двухмерного измерения пространства (плоскости) в трехмерном пространстве, то для обитателя двухмерного пространства представлялось бы, как "течение времени". То, что для нас существует одновременно в пространстве трех измерений, – для них появляется последовательно в пространстве двух измерений.

Рассмотрим еще пример. Двухмерное пространство – (плоскость), двигаясь в трехмерном измерении пространства, наткнулся на тело в форме двойного конуса. Двухмерный обитатель плоскости, конечно, не может воспринять этот конус, как тело; не может даже и вообразить его себе. Что же будет он видеть и думать, когда пространство его наткнется на подобное трехмерное тело, и оно пройдет сквозь плоский мир? Проследим за этим. Сначала в двухмерном появится точка – вершина конуса. Затем, по мере дальнейшего продвижения плоского пространства в направлении третьего измерения (т. е. "с течением времени", как сказал бы двухмерный мыслитель), точка превратится в небольшой кружок или эллипс – сечение конуса плоскостью двухмерного мира. Кружок будет расти, расширяться и, достигнув наибольшего размера, станет сокращаться, постепенно превратится в точку и вновь исчезнет. Двухмерный исследователь наблюдал историю зарождения, развития, увядания и исчезновения "кружка", между тем как мы, существа мира трехмерного измерения, воспринимаем ту же вещь сразу, одновременно в форме трех измерений пространства.

Для обитателя двухмерного измерения пространства конус существовал в цепи последовательно воспринимаемых плоских сечений, для нас – весь целиком, как трехмерное тело. Движение плоскости в третьем измерении знакомого нам переживается двухмерным существом, как течение времени. Для него "прошедшее" конуса – это те его части, которые лежат по одну сторону его плоского мира (по ту, откуда плоскость движется); "будущее" конуса – те его части, которые расположены по другую сторону, а "настоящее" – пересечение конуса с двухмерным пространством.

Приложим теперь те же рассуждения к миру трехмерного измерения пространства. Когда мы описываем историю изменений какой-нибудь вещи в нашем трехмерном пространстве, не даем ли мы последовательные изображения этой вещи во времени? Если так, то можно рассматривать время, как четвертое измерение пространства, измерение, в котором движется наше трехмерное пространство; каждое явление, наблюдаемое в трехмерном пространстве – есть одно из последовательных "пересечений" нашего трехмерного мира с четырехмерною вещью. Существо четырех измерений пространства могло бы сразу охватить всю историю вещи, всю ее "жизнь" в виде некоторого четырехмерного объекта, недоступного нашему воображению.

Инструменты