Теория дрейфа континентов

Если посмотреть на очертания материков в Атлантическом и Индийском океанах, то можно увидеть, что выступы одних довольно точно отвечают вогнутым участкам других. Нетрудно найти, например, совмещаемые участки сомалийско-кенийский материка с выступающей северо-западной частью Австралии. Это заметил и немецкий геофизик А. Вегенер (1880-1930). Им была разработана, так называемая, теория дрейфа континентов. Суть ее заключалась в следующем: материки, определяющие лик нашей планеты, некогда составляли единое целое, а потом под влиянием центробежных сил разошлись в стороны. А. Вегенер назвал это дрейфом континентов.

А. Вегенер назвал это дрейфом континентов

Действительно, если из географической карты сначала вырезать, а затем сблизить друг с другом материки, то нетрудно найти такое их положение, при котором возникает сравнение с разбитой тарелкой.

При более тщательном анализе, если совмещать контуры по современной береговой линии, обнаруживается масса накладок, пробелов й несовпадений. Ведь побережье обозначает не край континента, а лишь границу суши и моря, подвижную во времени. Но, если совмещать контуры материков по краю шельфа, как это и сделал А. Вегенер, то можно добиться более полного их совпадения.

В начале века исследования в морях и океанах только разворачивались, поэтому построения А. Вегенера в основном были восприняты как спекулятивные. В те годы доказать правомочность подобных совмещений было невозможно. Лишь в наши дни удалось удовлетворительно решить задачу. Оказалось, что наилучшего совпадения контуров материков, расположенных в Атлантике и Индийском океане, можно добиться, используя их очертания по изобате — 2000 м, т. е. уже на глубинах, соответствующих средней части континентального склона.

Для доказательства дрейфа материков после раскола гигантского суперконтинента, названного А. Вегенером Пангеей (Пангея состояла из двух крупных материковых конгломератов — Лавразии и Гондваны), он обратил внимание на близость возраста и состава осадочных и магматических формаций, слагающих периферийные районы Африки и Южной Америки со стороны Атлантического океана. Другим убедительным аргументом в пользу существования в конце палеозоя — начале мезозоя единого материка в южном полушарии— Гондваны — были следы обширного материкового оледенения, найденные на юге Африки, в Южной Америке, на Индостанском полуострове в Австралии.

По признанию самого А. Вегенера, на мысль о возможном дрейфе материков его натолкнули данные о близком составе палеонтологических остатков. Особенно поразительными оказались находки на этих континентах скелетов листозавров — представителей редкой группы динозавров. Все это свидетельствовало о существовании сухопутного моста между континентами.

Интуиция А. Вегенера опередила развитие науки почти на полстолетия. Смелость и внутренняя логика теории дрейфа континентов поначалу захватили умы многих его современников. Но спустя несколько лет были произведены расчеты, которые показали, что механизм возможного дрейфа материков в том виде, в каком он представлялся А. Вегенеру, нереален. Чтобы двигаться, огромные по толщине и размерам глыбы должны были преодолевать сопротивление тяжелой и вязкой океанической коры, а также твердой мантии, что на то время было трудно объяснить.

После нескольких лет ажиотажа вокруг теории дрейфа континентов А. Вегенера ее популярность быстро пошла на убыль. Негативную роль сыграли и навеянные теорией дрейфа материков разнообразные фантастические представления. Их отголоски мы находим, например, у А.Н. Толстого в "Гиперболоиде инженера Гарина".

В действительности же океан оставался почти таким же недоступным для исследователей, как и раньше. Новых фактов появлялось немного, и интерес к теории дрейфа материков постепенно угас. Однако она успела побудить геологов к изучению морей и океанов и дала толчок разработке дистанционных методов исследований.

Инструменты