Квазары во Вселенной

Еще недавно астрономы считали, что во Вселенной космические объекты мало изменяются с течением времени. Правда, были известны переменные звезды, а также вспышки новых и сверхновых звезд. Кроме этого, оказалось, что некоторые галактики являются источниками мощного радиоизлучения.

В сравнении с громадными галактиками, квазары во Вселенной ничтожно малы

В 1963 г. на очень больших расстояниях от нашей Галактики были обнаружены поразительные объекты – квазары. В сравнении с громадными галактиками, квазары ничтожно малы. Но каждый квазар излучает в сотни раз больше энергии, чем самые гигантские известные нам галактики, состоящие из сотен миллиардов звезд.

Квазары во Вселенной оказались одним из тех сюрпризов, которые время от времени преподносит нам Вселенная. Однако их физическая природа требует объяснения, а именно, какие физические процессы могут приводить к выделению столь грандиозных количеств энергии. Кроме этого, какое место занимают квазары в ряду различных космических объектов? Являются ли квазары во Вселенной уникальными образованиями, своеобразным исключением из общего правила или закономерным этапом в развитии космических систем? Не являются ли квазары во Вселенной некоторой стадией развития космических объектов, быть может, одной из самых ранних? Во всяком случае, анализ электромагнитного излучения квазаров обнаруживает явное сходство между ними и ядрами некоторых типов радиогалактик.

Астрономы обратили внимание на весьма любопытное обстоятельство. Почти все известные квазары во Вселенной – одинокие объекты. С другой стороны, близкие к ним по свойствам радиогалактики, как правило, входят в скопления галактик и являются их центральными членами, наиболее яркими и активными.

Отсюда возникает мысль, что квазары во Вселенной – это "протоскопления" галактик, т. е. объекты, в результате дальнейшей эволюции которых возникали в дальнейшем галактики и скопления галактик.

В пользу подобного предположения говорит, например, активность ядер галактик, весьма сходная с активностью квазаров, хотя и не такая бурная. Особенно бурные процессы протекают в ядрах так называемых сейфертовских галактик. Эти ядра имеют очень малые размеры, сравнимые с размерами квазаров и подобно им обладают чрезвычайно мощным электромагнитным излучением. В них происходят движения газа с огромными скоростями, достигающими нескольких тысяч километров в секунду. У многих сейфертовских галактик наблюдаются выбросы компактных газовых облаков с массами в десятки и сотни солнечных масс. При этом выделяется колоссальная энергия.

Не исключено, что энергия излучения квазаров и активность ядер галактик порождаются сходными физическими процессами.

Как мы уже говорили, квазары во Вселенной – весьма удаленные объекты. А чем дальше от нас находится тот или иной космический объект, тем в более далеком прошлом мы его наблюдаем. Галактики, в том числе и галактики с активными ядрами, в среднем, расположены во Вселенной ближе, чем квазары. Следовательно, это объекты более позднего поколения – они должны были образоваться позже квазаров. И это немаловажное свидетельство того, что квазары во Вселенной, возможно, являются ядрами галактик.