Красная планета Марс

Красная планета Марс, пожалуй, одно с немногочисленных небесных тел, которое служит объектом стольких поразительных гипотез и вопросов, которые все еще ожидают своего решения. Загадочные каналы, таинственные "сигналы", странные вспышки, – вот далеко не полный перечень явлений, которые представляет человечеству красная планета Марс.

Каковы же физические условия на планете Марс. Решение этой проблемы сделало бы возможным раскрыть волнующую всех тайну жизни на этой планете. Многочисленные данные свидетельствуют о том, что марсианские условия могли бы оказаться более или менее пригодными для некоторых организмов земного типа. Для решения этой проблемы многое могут дать и чисто астрономические методы исследования красной планеты Марс.

Дело в том, что живые организмы, обитающие на небесном теле, непрерывно взаимодействуют с окружающей средой, что может быть обнаружено даже на значительном расстоянии. Так, например, на поверхности Марса имеются темные пятна, получившие условное название "морей". Они меняют свою окраску в соответствии со сменой времен года. Это явление напоминает изменения цвета земной растительности. Но необходим метод, который позволял бы выделять результаты жизнедеятельности живых организмов, если они существуют на данном небесном теле от результатов чисто неорганических процессов.

Можно, например, изучать оптические свойства марсианских "морей" и сравнить их с оптическими свойствами земной растительности. Когда первые наблюдения такого рода были проведены, обнаружилось существенное расхождение в свойствах между растениями нашей планеты и предполагаемыми марсианскими живыми организмами. Но при сравнении оптических свойств земной и марсианской растительности необходимо учитывать разницу физических условий, существующих на поверхности этих небесных тел. Так, сила тяжести на красной планете Марс в два с лишним раза меньше, чем на Земле. Атмосфера Марса значительно разреженнее, чем воздух Земли. К тому же красная планета Марс не содержит в своей "воздушной" оболочке свободного кислорода. Поэтому, марсианские растения, если они существуют, выделяют кислород не в атмосферу, а в почву, или удерживают его в своей корневой системе, подобно некоторым земным болотным растениям. Скорее всего, современные обитатели красной планеты Марс – это низкоорганизованные микробы, способные обходиться без свободного кислорода.

Особо следует остановиться на существовании воды на красной планете Марс. Известно, что на Марсе нет больших открытых водных поверхностей. Такие водоемы должны были бы давать в лучах Солнца яркие блики. Но никто никогда подобных бликов на Марсе не наблюдал. Жидкая вода должна немедленно испаряться, а водяной пар быстро замерзать и оседать на поверхности в виде тонкого слоя инея. И все же многие исследователи Марса считают, что красная планета Марс имеет жидкую воду на своей поверхности: об этом, казалось, убедительно свидетельствовало уменьшение в весенне-летнее время ("таяние") белых пятен, расположенных в полярных областях планеты, – полярных шапок. Другие считают, что жидкая вода может существовать только на значительной глубине, а марсианские растения, если они действительно существуют, могут доставать ее оттуда с помощью развитой корневой системы.

В частности, можно считать, что на первых порах красная планета Марс могла быть богаче водой, чем в настоящее время, и в тех водных пространствах, которые покрывали поверхность планеты, эволюция органических веществ могла идти "земным путем" и привести к образованию живых организмов.

Кроме этого, спектральные наблюдения Марса не обнаруживают признаков присутствия хлорофилла в зонах предполагаемого расположения растительности. Как же у марсианских растений происходит в таком случае процесс фотосинтеза? По мнению ученых, роль хлорофилла у растений красной планеты Марс играют так называемые каратиноиды, пигменты красноватого цвета, которые есть и у земных растений, но играющие у них второстепенную роль. Возможно, поэтому, марсианские "моря" всегда имеют красноватый оттенок.

Особый интерес вызывают знаменитые марсианские каналы, впервые замеченные итальянским астрономом Скиапарелли в 1887 г. Это густая сетка правильных геометрических линий, покрывающих поверхность планеты.

В дальнейшем американский астроном П. Ловелл составил подробное описание марсианских каналов и происходящих с ними сезонных изменений. Ловелл считал, что таинственные темные линии – не что иное, как сеть ирригационных сооружений, построенная разумными обитателями красной планеты Марс. Сегодня известно, что все эти образования имеют мало общего с оросительной системой Ловелла. Одни исследователи считают каналы зонами растительности, другие – образованиями тектонического характера или своеобразными трещинами в вечной мерзлоте, третьи – результатами ударов о марсианскую поверхность гигантских метеоритов. Наконец, четвертые высказывают предположение о возвышенностях, которые в зимнее время заносятся песком, а под действием весенних ветров вновь обнажаются.

С развитием современной математики появилась возможность подойти к проблеме каналов с иной стороны, а именно похожа ли вся сеть каналов на образования, свойственные неживой природе, или она обладает особенностями, более характерными для сооружений, создаваемых руками человека. Для этого исследователи использовали теорию графов. Эта теория изучает свойства геометрических "сетей", т. е. фигур, представляющих собой совокупности точек (узлов) и соединяющих их линий. Графами являются, например, сети шоссейных и железных дорог, системы оросительных каналов и т. п. Из этой теории следует, что искусственные сети, т. е. сети, возникшие в результате деятельности живых существ, определенным образом отличаются от естественных. Характерным признаком сетей, образующихся в неживой природе, является преобладание узлов третьего порядка, т. е. таких узлов, в которых сходятся по три линии, в то время как в сетях искусственного происхождения преобладают узлы с четырьмя сходящимися линиями. Оказалось, сеть каналов, которой обладает красная планета Марс, состоит преимущественно из узлов четвертого порядка и относится к так называемым сетям коммуникационного типа, т. е. весьма похожа на сети, создаваемые живой природой.

Весьма любопытные выводы, к которым приводит теория графов, делают выяснение природы загадочных образований красной планеты Марс еще более увлекательной проблемой.