Юпитер

Юпитер – это гигант среди планет. Диаметр его экватора более чем в 10 раз превышает земной, но полярный диаметр заметно меньше: Юпитер имеет значительное сжатие. Это может служить указанием на большую величину скорости вращения вокруг своей оси; сутки на Юпитере продолжаются менее 10 часов, год же, наоборот, около 12 земных лет. Юпитер имеет массу в 318 раз больше земной, а сила притяжения в 2,7 раза больше, чем на Земле.

Юпитер удерживает плотную атмосферу. Температура, согласно измерениям, составляет около –130 градусов Цельсия (на стороне, обращенной к Солнцу), так как доходящего до него излучения Солнца из-за огромного расстояния значительно меньше, чем попадающего на Землю.

Поверхность планеты Юпитер непосредственно наблюдать нельзя из-за плотного слоя облаков, однако, последний представляет собой интересную картину. Несмотря на постоянные изменения, можно почти всегда различить несколько красновато-коричневых полос, параллельных светлому экваториальному поясу Юпитера. Наряду с этим часто появляются более или менее крупные темные пятна, из которых одно привлекает особое внимание наблюдателя – так называемое Большое Красное Пятно. Это овальное образование величиной более полумиллиона квадратных километров было открыто около 120 лет назад в южном полушарии планеты Юпитер. С тех пор оно изменилось по своей величине и окраске и в настоящее время видимо в большинстве случаев как белое облако.

Спутники планеты Юпитер (не говоря о Луне) были первыми спутниками, увиденными человеком. В 1610 году итальянский астроном и физик Галилей первый с помощью самостоятельно построенного телескопа наблюдал рядом с диском планеты Юпитер четыре яркие светящиеся точки. Изменение положения этих "звезд" очень скоро привело его к выводу о том, что он имеет дело со спутниками планеты Юпитер. Позднее были открыты, кроме этих, еще восемь спутников Юпитера, намного более слабых, чем четыре первых.

Четыре ярких спутника: Ио, Европа, Ганимед и Каллисто – имеют внушительную величину. Ганимед превосходит по размерам даже Меркурий. Используя затмение первого спутника Юпитера – его вступление в конус тени Юпитера – О. Ремер почти 300 лет назад определил скорость света. Неизменно интересным оказывается наблюдение меняющегося положения спутников Юпитера. Уже в течение нескольких часов происходят заметные изменения в их конфигурации.