Кометы

В древности появление на небе яркой кометы повергало людей в страх. Незнание природы явлений делало их в глазах людей предвестником ужасных событий, таких, как война и эпидемии. Появление кометы лишь кажется редким событием, так как большинство из них видны только в средние и большие телескопы. К известным ранее добавились теперь многочисленные кометы, которые прежде были невидимые ввиду недостаточных оптических средств наблюдений. В настоящее время каждый год открывают их несколько. Общее число их оценивается в несколько миллионов или миллиардов.

Появление кометы лишь кажется редким событием

Большинство комет можно разложить на три составные части: ядро, окружающую его оболочку (кому) и (не всегда имеющийся) хвост. Звездообразное ядро образует важнейшую составную часть; хотя оно имеет малые размеры, но содержит в себе основную массу кометы.

Под влиянием солнечного излучения газообразная составляющая кометы частично покидает ядро и образует оболочку и хвост. В то время как ядро имеет диаметр предположительно до 1000 км, диаметр оболочки может достигать десятков и сотен тысяч километров. Хвост, длиной часто до нескольких миллионов километров, образуется только тогда, когда комета достаточно приблизится к Солнцу; он при этом сильно отталкивается Солнцем.

О вероятном строении кометы можно узнать из спектроскопических наблюдений. Согласно этим данным, ядро представляет собой облако метеоритов, частиц льда и газа. Оболочка – облако газа, смешанного с метеоритной пылью; хвост – образование из газа, который, вероятно, давлениям излучения и корпускулярного излучения Солнца выметается из ядра и оболочки.

Орбиты комет – в большинстве случаев сильно вытянутые эллипсы. Кометы со временем обращения вокруг Солнца не более 200 лет называют короткопереодическими (кометы Энке, Галлея). Если промежутки времени между моментами видимости комет длиннее, то они называются долгопереодическими. У некоторых комет обнаружены параболические или гиперболические орбиты. Это незамкнутые кривые. Такие кометы не возвращаются в исходную точку и не становятся видимыми вновь. Но есть много оснований считать, что орбиты этих комет все же эллиптичны, но очень сильно вытянуты.

Свое название каждая комета обычно получает по имени открывателя или вычислителя ее орбиты. Кроме того, каждая комета носит цифровое или буквенное обозначение, из которого можно узнать в каком году и какой по счету в этом году она была открыта.

Время жизни кометы около миллиона лет. Просто со временем Солнце испаряет газообразные частицы из оболочки и хвоста. Постепенно оно разрушает и ядро.