Культура паракас

Полуостров Паракас, расположенный в 200 км к югу от Лимы, делит побережье Перу на две примерно равные части. Культура паракас была открыта неожиданно. Это открытие было сделано именно на этом пустынном полуострове.

Культура паракас была открыта неожиданно. Это открытие было сделано именно на этом пустынном полуострове

В 1925 году здесь начала работать экспедиция под руководством Хулио Сесара Тельо. Внимание Тельо привлекли "кавернас" – таинственные пещеры, куда время от времени наведывались местные жители. Начав изучать "кавернас", Тельо был потрясен: это была не цепь естественных гротов, как предполагалось вначале, а целая система подземных камер, высеченных в прибрежной скале на глубине примерно восьми метров. Каждая из камер соединялась с поверхностью узким выходом. И в каждой такой камере ровными рядами лежали десятки мумий людей обоего пола и всех возрастов, завернутые в яркие материи. Сохранность тканей была просто невероятной – они не только не истлели, но сохранили и фактуру, и яркость красок.

Что за люди хоронили своих покойников на этом пустынном полуострове? Уже после смерти Тельо эта культура получила наименование культура паракас. Сегодня памятники культуры паракас известны в нескольких вариантах. Некоторые из них встречены не на побережье, а в горных долинах Центрального и Южного Перу. Многочисленные свидетельства доказывают, что культура паракас развилась непосредственно из цивилизации Чавин-де-Уантара, и об этом особенно ясно говорят находки, относящиеся к древнейшему периоду культуры паракас. Разница была лишь в том, что здесь, на южном побережье Перу, жили проще и не строили монументальных храмов.

Могильник другого типа культуры паракас, обнаруженный Тельо на полуострове Паракас, получил название "Некрополис". Ориентировочно он датируется 3–4 вв. до н.э. Мумии (их число превышает 400) находились в подземных гробницах, сложенных из камня и необожженных кирпичей. Над каждой гробницей был устроен дворик с очагом, где, возможно, совершалась мумификация тел перед захоронением.

В каждой из гробниц археологи нашли массу всевозможных предметов – в отдельных случаях их число доходит до полутора сотен. Это одежда, украшения, оружие, каменные топоры, сосуды, инструменты, украшения, головные уборы, накидки из шерсти лам и многое другое. На многих мумиях сохранились золотые украшения – они были вставлены в уши, ноздри, рот, обвивали шею или лежали на груди.

Ткани культуры паракас поражают не только размерами и изысканными сочетаниями цветовой гаммы, но и тем, что спустя полторы тысячи лет они не утратили ни эластичности, ни яркости красок. Создается впечатление, что эти ткани лишь недавно вышли из рук ткачей. Сотканы они из шерсти пяти или шести цветов и расписаны великолепным многоцветным орнаментом – стилизованными изображениями птиц, зверей, рыб, антропоморфных фигур и диковинных страшилищ, а также геометрическими узорами. Красильщики культуры паракас умели изготовлять замечательные по яркости краски – особенно синюю, зеленую, желтую и коричневую.

Впрочем, не меньшего внимания, чем ткани, заслуживают и найденные Тельо мумии культуры паракас. При их исследовании обнаружилось, что у абсолютного большинства из них черепа искусственно деформированы, а многие черепа носят следы совершенной еще при жизни трепанации. Исследования позволили сделать заключение, что трепанированные черепа – результат хирургического вмешательства, совершенного, по всей видимости, в каких-то ритуально-магических целях. Отверстия в черепах, пробитые во время этих религиозных обрядов, индейские хирурги закрывали золотыми пластинками.

Мумии культуры паракас загадали ученым и другую загадку: откуда они вообще взялись? Дело в том, что в окрестностях полуострова Паракас нет никаких следов человеческих поселений, и специалисты до сих пор точно не знают, откуда доставлялись сюда покойники. Может быть, паракасские некрополи представляли собой что-то вроде "пантеона" – здесь хоронили людей, занимавших верхние ступени иерархической лестницы – жрецов и представителей родовой знати?

Считается, что культура паракас стала главным передаточным звеном цивилизационных импульсов от чавина к более поздним культурам бассейна озера Титикака – например тиауанако. Тут, однако, возникает проблема: оказывается, что в прибрежной культуре паракас отсутствуют некоторые особенности, которые характерны как для чавина, так и тиуанако. Но как такое могло случиться, если считать, что именно культура паракас послужила для них передаточным звеном?

Инструменты